Советы старшего воспитателя

Психологический портрет первоклассника, или проблемы школьной адаптации.

 Начало обучения в школе связано с большими изменениями в жизни ребенка. Это касается не только психологической, но и физиологической стороны его жизнедеятельности.

Адаптация к школе, успешность обучения зависят от многих факторов. Во-первых, резко меняется режим. Ребенок долго приспосабливается к новым условиям, что сказывается на его состоянии: он быстро устаёт, капризничает, становится возбудимым. Особенно это касается детей, которые посещают группы продленного дня. Они устают от постоянного шума, изобилия зрительных и слуховых стимулов. Во-вторых, учителя редко организуют подвижные игры на переменах, и дети начинают самостоятельно бегать и прыгать. Но их сразу, же останавливают дежурные старшеклассники и делают замечания. Переутомление, отсутствие физиологической разрядки не могут не сказаться на здоровье ребенка, а следовательно, и на его учебной деятельности.

В сложную и порой неблагоприятную ситуацию попадают не только дошкольники, физически не подготовленные к новым условиям, но и дети с разным уровнем развития познавательных способностей. Например, у ребенка хорошо развито аналитико-синтетическое мышление, непроизвольная и произвольная память, но и на низком уровне находится зрительно-моторная координация, что приводит к трудностям при выполнении заданий по образцу. В результате первоклассник практически сразу попадает в ситуацию не успеха. У него снижается мотивация к обучению в школе, начинает формироваться негативное эмоциональное состояние, которое постепенно переходит в комплекс неполноценности.

На успешность обучения в школе влияют и особенности стиля воспитания ребенка в семье. Прежде всего следует сказать о детях, которые привыкли всегда быть в центре внимания,  — кумирах семьи. Обычно это единственный или самый младший ребенок у родителей. Если такие дети попадают в ситуацию неуспеха, например у них возникают проблемы с чтением или письмом, то в этом случае начинают актуализироваться стереотипные формы реагирования, сформировавшиеся в семье ещё в дошкольном детстве. Они пытаются привлечь внимание к себе всеми возможными, даже наносящим им вред средствами, например отказом от выполнения учебных заданий, агрессивным поведением. Почему дети так себя ведут?

При воспитании кумира в семье оценка деятельности ребенка связана только с личностью. Независимо от характера поступка (положительного или отрицательного), качества сделанной работы (рисунка или поделки) оценка всегда позитивная. Ребенок привыкает, что он лучший, а если не лучший ( с чем сталкивается в школе), то это вызывает у него недоумение. Поскольку в семье ребенку не дали ориентировочной основы для сравнения  своих действий с эталоном (сенсорным, моторным, нравственным), он не научился критически оценивать свою деятельность.

Известный психолог А.Адлер писал, что возраст от 4-х до 5-ти лет является ключевым для формирования стиля будущей жизни. Дети, привыкшие быть центром внимания, не могут вести себя иначе. В самостоятельной деятельности у них нет опыта маленьких неудач. Можно сказать, что в дошкольном детстве они не получили «прививку» от стресса.

Важно отметить, что при эффективном стиле воспитания замечания взрослых должны быть направлены на адекватную оценку деятельности ребенка, а не на его личность. Ребенок, получивший негативную оценку, сразу переносит ее на свою личность. Принцип его рассуждений таков: «Если я сделал что-то плохо (криво написал, медленно прочитал и т.п.), значит я плохой».  Поэтому, делая замечания ребенку, взрослый должен дать ему позитивную установку. Например: «У тебя не все хорошо получилось при выполнении этого задания. Но ты способный (способная) мальчик (девочка). Если постараешься и исправишь недочеты (их надо указать и дать точную ориентировочную основу будущих действий), то обязательно выполнишь это задание!».

Следует развести понятия «оценка» и «отметка». Отметки (цифровое выражение успеваемости) в первом классе отменены. Однако при обучении обязательно должна присутствовать оценка деятельности ученика, желательно в развернутом виде. Но словесная форма оценки может быть разной. Например: «Молодец, у тебя прекрасно все получилось! Буквы ровные, красивые!». Или другой вариант: «Плохо, очень плохо! Все буквы упали на бок, работа очень грязная!». Иногда присутствует и завуалированная оценка.

Психологи настоятельно рекомендуют родителям и педагогам обращать внимание на то, какими словами они оценивают деятельность ребенка. Обидные слова, брошенные невзначай, сильно ранят детей, влияют на их самооценку, даже если они внешне не показывают своего отношения к этому высказыванию или же реагируют со смехом.

Психолог Л.С.Выготский отмечал, что дошкольник очень сильно отличается от младшего школьника. Прежде всего, это связано с тем, что у 7-ми летнего ребенка формируется внутренний план переживаний, возникает «логика чувств», повышается уровень запросов к самому себе, к своим успехам. Именно в начальной школе, считает он, будут формироваться самолюбие и дифференцированная самооценка.

Следует отметить парадоксальный факт: психологический портрет кумиров семьи и отвергаемых детей, то есть тех, на которых родители не обращали внимание, формируется по одной схеме – у них часто фиксируется низкая самооценка. У избалованных детей внутренняя неуверенность связана с тем, что их не научили самостоятельным действиям и правильному реагированию на ситуацию; у отвергаемых такая же неуверенность возникает из-за того, что  их просто ничему не учили. В результате у детей вырабатывается одинаковый способ взаимодействия с окружающими – обратить на себя внимание всеми доступными средствами. Кумир семьи делает это бессознательно, чтобы удостовериться, что он лучший. А отвергаемый ребенок стремится доказать, что он не самый плохой, он хочет, чтобы о нем вспомнили.

Если не принять адекватных педагогических мер, такой способ взаимодействия с социумом может закрепиться и сформировать стойкие характерологические черты личности. Ребенок делает все, чтобы учитель обратил на него внимание, например, закатывает истерику, агрессивно себя ведет или кривляется и т.п.

Практика показывает, что адаптация к школе зависит не только от уровня когнитивного развития ребенка. В связи с этим хотелось бы поговорить об успешных, хорошо подготовленных первоклассниках, которые казалось бы, не вызывают опасения. Но если такой ребенок немного отстает от одноклассников при выполнении какого-либо задания или его не отмечают как самого лучшего, он очень переживает.

За тревогой стоит страх не угодить родителям, не соответствовать их требованиям. Все дело в установках родителей, в их завышенных ожиданиях. Страх не соответствовать ожиданиям родителей вызывает у детей тревогу. И в ситуации малейшей неудачи в школе вступает в силу другой способ реагирования на стресс, отличающийся от описанного выше. Дети не проявляют агрессии по отношению к окружающим или непослушания, они часто болеют и направляют агрессию на себя (например, ребенок до боли кусает руки и т.п.). психика ищет обходной путь, чтобы защитить Эго, или Я, ребенка. В этом случае начинает функционировать неосознаваемая психологическая защита – уход в болезнь.

Когда ребенок болеет, мама сочувствует ему и не ругает, даже если он несколько отстанет от сверстников. Родители, как правило, говорят: «Ну ты болел. Постараешься и догонишь одноклассников!». Ребенок видит, что подобное объяснение неуспехов удовлетворяет взрослых, и пользуется этим. Однако при многократном повторении такой способ приспособления к ситуации стресса неосознанно и автоматически закрепляется.

В связи с этим родителям первоклассников надо очень внимательно относиться к часто повторяющимся заболеваниям ребенка. Симптомы ухода в болезнь схожи с симптомами заболеваний, вызванных инфекциями или переохлаждением (высокая температура, головные боли, боли в горле и т.п.), но не имеют объективных причин. Как в таких случаях говорят родители, «заболел ни с того, ни с сего».

Следует помнить, что ребенок не притворяется: боли ненадуманные, температура действительно высокая. Однако врачи при обследовании не находят, как правило, никаких органических нарушений. Причиной таких заболеваний являются психологические факторы стресса. Известны случаи, когда от страха у детей возникали боли в животе, приводящие к диарее, или различные заболевания бронхиальной системы. Так психика реагирует на ситуацию, травмирующую ребенка.

Чтобы предотвратить психосоматические заболевания, важно вовремя обратить внимание на появление симптомов, которые ранее не были характерны для ребенка:

— нарушение сна

— повышенная раздражительность, проявление агрессии и гнева без видимых причин

— нарушение концентрации внимания и снижение функций памяти

— недостаточное внимание к бытовым опасностям.

Эти сигналы могут свидетельствовать о неблагополучном эмоциональном состоянии ребенка. Важно, чтобы он отрегулировал свои эмоции, рассказал о проблемах, которые у него возникли. Но это возможно только в психологически безопасной атмосфере, когда ребенок понимает, что ему помогут.

В сложных случаях родителям следует своевременно обратиться за консультацией к психологу.

Начальный этап обучения в школе – очень сложный период для детей и требует учета всех факторов, в том числе и половых особенностей. По данным исследований нейропсихологов мальчики вначале читают и пишут хуже, чем девочки. Эта разница со временем нивелируется. Такое положение вещей связано с биологическими особенностями развития мозга ребенка на этом возрастном этапе. Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но уже на 3-м году жизни их речь более правильная и сложная вербальное превосходство проявляется в разных формах и в школе. Так, девочки лучше читают и быстрее понимают письменный текст. Их восприятие более детализировано, отсюда – стремление к внешней упорядоченности, а мышление более прагматично, что ориентирует на получение конкретного результата. Девочки уверенно манипулируют цифрами. Им легче дается арифметика. Мальчики более склонны к поисковой деятельности, они выдвигают новые идеи, хорошо справляются с задачами, решение которых опирается на пространственное мышление. В связи с этим в средней школе мальчики значительно превосходят девочек по таким предметам, как физика и геометрия.

Эти различия объясняют более высокий уровень успешности девочек на начальном этапе обучения в школе. Родителям мальчиков следует запастись терпением и не сравнивать успехи своих сыновей с успехами одноклассниц или дочерей.

Эффективная стратегия поведения родителей по отношению к первоклассникам в период их адаптации к школе.

— не следует завышать требования к ребенку, чтобы не лишать его личных достижений

— нельзя сравнивать успехи ребенка с мифическими идеальными успехами других детей

— следует оценивать его собственные достижения.

 

Самое главное – сформировать у ребенка уверенность в себе, уверенность в том, что он способен научиться красиво писать, правильно считать, быстро читать и т.п.

Это является залогом развития его познавательной потребности, в основе которой желание и стремление быть успешным.

Куда пойти с ребенком летом