Советы педагога-психолога

Переутомление как одна из причин плохого поведения ребенка

Портрет психологически здорового ребенка:

— веселый;

— активный;

— самостоятельный и доброжелательный;

— помогающий и любознательный;

— инициативный и уверенный в себе;

— открытый и сопереживающий.

Утомление – это физиологическое состояние, которое может наступить в результате чрезмерно длительной или однообразной деятельности, превышающей работоспособность нервной деятельности ребенка. Глубокий сон, хороший аппетит, бодрое, жизнерадостное настроение, активное поведение; сохранение черт, присущих конкретному ребенку в спокойном, бодром состоянии (особенно засыпания, аппетита, поведения и пр.) – признаки отсутствия у ребенка утомления и переутомления.

Если ребенок часто утомляется, ослабевает его иммунитет, изменяются психические реакции и, как следствие, — пассивное настроение и подавленный вид. Для избежания переутомления необходимо соблюдать режим, подходящий именно для вашего ребенка. Чтобы выработать такой «личностно – ориентированный» режим, нужно уметь прислушиваться к своему ребенку, вовремя замечать признаки усталости, грусти и т.п. Внимательным родителям сделать это несложно.

 Признаки утомления, усталости могут проявляться по- разному, вот некоторые из них:

—  подавленное настроение;

—  медлительность в движениях, вялость, безучастность, печаль в глазах, порой зевота;

—  трудности с засыпанием;

—  некое беспокойство или же капризы в поведении, иногда беспричинный плач;

—  нарушения координации движений, особенно рук;

—  возникающие несвойственные ребенку агрессивные действия – разбрасывает или отбирает игрушки, кричит, падает на пол и т.д.;

—  чрезмерная активность, несвойственная ребенку – бесцельно бегает, прыгает, толкается.

Кроме того, у каждого ребенка есть и свои, индивидуальные признаки переутомления, усталости. Ребенок может сесть в уголок, смотреть «в себя»; появляются круги под глазами; некоторые дети начинают слишком эмоционально целоваться и обниматься с близкими людьми.

 Среди причин переутомления наиболее частые:

—  чрезмерная нагрузка на нервную систему (стабильное посещение дошкольного учреждения, где ребенку предъявляют обязательные требования; постоянное нахождение ребенка в местах, где много людей);

—  нарушение суточного режима (пропущенный дневной сон, например);

— недостаточное пребывание на свежем воздухе;

— душное помещение, шум, необходимость долго ждать (очередь в поликлинике), плохое освещение и т.д.

Сначала ребенок устает, потом утомляется (проявляются вышеперечисленные признаки), а затем следует переутомление  — это уже болезненное состояние, требующее психолого – педагогической, а порой медицинской, помощи, могущее привести к проблемам развития (страхи, нервность, болезненность, тревожность, стойкое нарушение аппетита т.д.).

Конечно, каждый родитель по – своему стремится к тому, чтобы ребенок вырос веселым и активным, самостоятельным и доброжелательным, помогающим и любознательным, инициативным и уверенным в себе, открытым и сопереживающим  — т.е.прежде всего психологически здоровым. Достичь этого можно, следуя простым рекомендациям.

Особое внимание нужно уделять детям, которые начали посещать подготовительные курсы к школе, а также тем, чья жизнь резко изменилась ввиду некоторых причин (переезд на новое место, появление нового члена семьи и т.д.). Длительность привыкания (адаптации) к новым условиям и появление утомления зависит от многих причин:

—  от возраста – чем младше ребенок, тем сложнее ему привыкнуть к изменившейся ситуации, тем быстрее он устает;

—   от темперамента – дети-меланхолики и дети-холерики устают быстро, а дети-флегматики дольше адаптируются к новым условиям;

—   от состояния здоровья – физически слабый, легковозбудимый ребенок утомляется быстрее; это же относится и к детям, недавно переболевшим или начинающим заболевать;

—   от наличия или отсутствия опыта пребывания в различных условиях (как часто общается со сверстниками, ездит в гости к бабушке, знакомым, находится в общественных местах и т.д.);

—   от контраста между обстановкой дома и в детском саду ( другой режим, требования, питание). Чем больше отличий, тем труднее привыкать ребенку;

—   от разницы отношений взрослых дома и в детском саду – если дома ребенку все разрешается, его всегда выслушивают, уговаривают, а в детском саду воспитатель строгий, требовательный, может и прикрикнуть, и наказать, то проблемы с адаптацией неизбежны;

—   от умения окружающих (родителей, педагогов) вовремя объяснить, подбодрить, похвалить, успокоить.

Рекомендации для родителей: «Как избежать утомления, переутомления ребенка»

  1.   Следите за состоянием своего ребенка, реагируйте на его жалобы.
  2.  Удовлетворяйте потребность ребенка в движении, общении, познании нового (посещайте детские центры, театр, цирк, ходите в гости).
  3.  Соблюдайте режим.
  4.  Сохраняйте дневной сон в выходные дни.
  5.  Обеспечьте витаминами своего малыша.
  6.  Чаще гуляйте, особенно в хорошую погоду – свежий воздух всегда положительно влияет на живой организм.
  7.  Чаще проветривайте комнаты, где ребенок спит, играет.
  8.  Предлагайте новый игрушки, игры. Играйте вместе!
  9.  Чередуйте спокойные и активные занятия.
  10.  Дозируйте просмотр телевизора, видео, компьютерные игры. Чередуйте эти занятия с подвижными играми.
  11.  Обеспечьте малышу своевременный отдых.
  12.  Устраивайте совместный отдых в летнее время.