Советы специалистов

Эмоциональное здоровье дошкольника

Решение задачи, направленной на эмоциональное развитие, не имеет ничего общего с развитием интеллекта. Даже умный взрослый человек может оставаться на раннем уровне функционирования своих чувств. Эмоциональная и интеллектуальная линии — две разные линии развития. Безусловно, они взаимосвязаны. Развитие обеих обязательно приведет к расцвету и той и другой. Однако отставание по линии эмоционального развития неизбежно влечет за собой обеднение и интеллектуальных функций. И об этом нельзя забывать. Поэтому, уважаемые родители, не спешите записывать своего ребенка в десятки разных кружков, развивающих интеллектуальные навыки. Обратите внимание и на эмоциональное развитие. Хорошо известно: эмоционально благополучный ребенок и учится как бы играючи. Он все легко схватывает и осваивает. В последующей серии статей о психическом здоровье детей мы рассмотрим различные области становления эмоциональной сферы ребенка.

Внутренний мир ребенка

В процессе развития ребенка возможны различные осложнения — или конституциональные нарушения, или соматические заболевания, или конфликты в семье. Проблемы эти имеют видимую причину, поэтому в той или иной степени ребенку может быть оказана медицинская или психологическая помощь. Но есть проблемы, возникновение которых всегда озадачивает взрослых. Вот несколько примеров.

Маленькая девочка, горячо любимая и мамой, и папой, хорошо учится в школе, но почему именно она то и дело попадает в опасные ситуации? Случайность? Или первоклассник из благополучной семьи, ребенок с развитым интеллектом не справляется со школьной программой. Ошибка? Суть в том, что в дополнение к внешнему миру у каждого ребенка свой собственный внутренний мир, в котором преломляются события внешней жизни. Современные психологические исследования показывают: поведение человека в социальном контексте не просто следствие воздействующих на него объективных обстоятельств. Оно в значительной мере зависит от субъективного восприятия и истолкования внешних событий. Одни и те же объективные явления мира разные люди могут воспринимать совершенно по-иному, т.е. внутренний мир человека события внешнего мира окрашивают в ему одному свойственные краски. Без фактора внутреннего мира трудно понять процесс развития личности в целом и в частности определенные проблемы, возникающие у детей.

Внутренние конфликты развиваются независимо от того, что происходит в окружении. Во внутреннем мире ребенка сосуществуют противоречивые желания и потребности, как, например, желание одновременно быть всегда рядом с мамой — и в то же время абсолютно независимым от нее; злиться на близких — и одновременно любить их; получать удовольствие, играя в луже или с грязью, — и в то же время жаждать одобрения от родителей. Столкновение разнонаправленных внутренних потребностей приводит к появлению симптоматического поведения разной степени выраженности. Вот почему так необходимо внимание к внутреннему миру ребенка — и для понимания возникающих у него эмоциональных проблем, и для их профилактики в процессе воспитания.

Субъективный мир формируется в раннем детстве и неразрывно связан с опытом взаимодействия ребенка со значимыми для него взрослыми. Современный американский психоаналитик и психолог-экспериментатор Д. Штерн связывает формирование субъективной картины мира с ранними взаимоотношениями ребенка с матерью. Штерн, основываясь на результатах исследований, утверждает: именно взаимодействие есть путь, которым большинство влияний внешнего мира доходит до младенца. Психолог исходит из предположения: образы внутреннего мира в основном построены на взаимодействии и неразрывно связаны с опытом бытия-с-другими, т.е. значимыми для него взрослыми. По мере развития взаимоотношения с родителями интернализуются, т.е. становятся неотъемлемой принадлежностью внутреннего мира, и, уже как внутренние образы, продолжают существовать в бессознательном взрослого, определяют коммуникативный стиль и эмоциональные особенности данного человека.

Возникновение внутреннего мира ребенка в течение развития мы связываем с его способностью выделять свою индивидуальную целостность и из окружающего мира, и из союза «мать -младенец». Именно тогда рождается субъективное «окрашивание» окружающего мира уникальными для индивида красками, т.е. начинается его оформление. Безусловно, ощущения, относящиеся к самому себе, были представлены в психике ребенка и ранее, в младенчестве. Но характер структуры внутренний мир обретает именно тогда, когда ребенок обретает собственное целостное Я. Возрастные границы этого процесса индивидуальны, однако в среднем процесс завершается к 3 годам. Именно к этому периоду онтогенеза мы и относим начало формирования структуры внутреннего мира.

Чтобы создавать свой внутренний мир, ребенок должен быть готов к этому — должен опознавать свои желания и считать свое мнение значимым и имеющим значение. Эту готовность (т.е. готовность к формированию структуры своего внутреннего мира) создают определенные характеристики взаимодействия со значимыми взрослыми. Речь идет о периоде младенчества, когда мать может организовать свое взаимодействие с ребенком по-разному. Весьма поэтично описывает эти особенности английский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт в концепции «ложного Я». Как он считает, «подлинное Я» наделяет человека собственными желаниями и личностными смыслами. «Ложное Я» приспосабливается к окружающему миру, заменяя социальным послушанием собственное личностное ядро. Винникотт установил: связь между «ложным Я» у взрослых и тонкими различиями материнско-детского взаимодействия возникает в самом начале жизни человека. Оказывается, принципиальное значение здесь имеют не обширные депривации или плохое обращение, а отзыв матери на его потребности. Винникотт описывает новорожденного как плывущего по течению разрозненных, еще не объединенных моментов. Дискретные желания и потребности возникают у него спонтанно и, будучи удовлетворены, опять погружаются в это течение. Винникотт называет это течение непрерывностью бытия. Ученый считает: именно качество опыта младенца в первые месяцы жизни принципиально для возникновения ощущения себя личностью. Результат обуславливается той средой, которую создает мать.

Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые способствовали развитию его внутреннего мира, по крайней мере, обращали на это внимание. Активное структурирование будет происходить, когда из тесного союза с матерью ребенок выйдет в осознание собственного психического пространства, когда сумеет осознать себя как отдельное человеческое существо. Процесс этот носит название «отделение-индивидуация».