Авторитарное воспитание и наркотики

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАРКОТИКИ

Многие исследователи, как наши, так и зарубежные, подчёркивают, что дети — наркоманы появляются именно в авторитарных семьях (или в семье, где авторитарен один из родителей). Жизнь человека начинается в семье. Если в семье царит мир и согласие, человек чувствует себя уверенно и спокойно. Семейные отношения в нашей стране регулируются семейным законо­дательством.

Семейный кодекс, ст. 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей»:

3) Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье физическом, психологическом, духовном  и  нравственном развитии своих детей. Родители    имеют    преимущественное   право   на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

«Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или у нижающему человеческое достоинство обращению или наказанию…»

ст. 21 Конституции Российской Федерации

 

Какие права имеет ребенок в семье?

Ребенок имеет право:

• на получение фамилии, имени, отчества;
• жить и воспитываться в семье;
• знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также на заботу со стороны своих родителей, на воспитание ими и всестороннее развитие;•   на общение с родителями и другими родственниками (в случае расторжения брака между родителями, раздельного проживания родителей, нахождения в лечебном учреждении, в случае задержания, ареста, заключения под стражу);

• на защиту и восстановление своих законных прав
и интересов;

•  на выражение своего мнения при решении
любого вопроса в семье;

  • на получение содержания от своих родителей и других членов семьи;
  • владеть и пользоваться имуществом родителей при совместном с ними проживании;
  • на жилье и защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе со стороны родителей (опекунов, попечителей);
  • право собственности на имущество, полученное и в порядке наследования.

ВНИМАНИЕ!

Перед тем, как действовать, подумайте:

  • отчего Ваш ребенок ведет себя так, как вам не хочется?
  • не требуете ли Вы от него слишком многого?
  • может быть, поступок ребенка, за который его наказывают, — это сигнал тревоги, говорящий, что малыш попал в трудную ситуацию?
  • можете ли Вы помочь своему ребенку, поддержать его, не прибегая к насилию?

 

Схема поведения родителей

1.  Ситуация. Поведение ребенка, которое подлежит
контролю:

  • не слушается, дерется, ведет себя вызывающе;
  • обманывает;
  • не выполняет домашних обязанностей;
  • ломает игрушки, портит вещи;
  • надоедает, пристает, требует;
  • плохо учится и др.

 

2.  Мысли.Ребёнок должен быть воспитанным и послушным. Родители руководствуются благими намерениями: они лучше знают, как «нужно» жить, стремятся застраховать ребёнка от необдуманных шагов и поступков. Часто у родителей есть образ «идеального ребенка», с которым они сравнивают своего реального. Завышенные требования часто ведут к неправильным реакциям на поведение своего ребенка, а не «идеального». Не учитывается, что ребенок может быть счастливым только будучи сам собой, а не таким, каким его воображают. Родители поощряют подчинённую, зависимую позицию ребёнка — подавляется воля, самостоятельность и эмоции ребёнка. В результате, он не умеет спокойно и достойно противостоять чужому влиянию, не способен сказать «нет». 

3.  Чувства. Родителям кажется, что ребенок научился слу­шаться и достойно себя вести, усвоил, «что такое хорошо и что такое плохо». А он научился прятаться и приспосабливаться, подавлять собственные чувства. Загнанные внутрь эмоциональные проблемы и конфликты, неотреагированные эмоционально значимые ситуации идут дальше по жизни вместе с ребёнком, срабатывая, как мина замедленного действия. Скрываемые ребенком эмоциональные реакции и состояния остаются подавленными. Выражение открытой агрессии по отношению к родителям невозможно из-за семейных стереотипов, страха наказания и неодоб-рения. Единственным способом разрешения семейного конфликта становится аутоагрессия — агрессия, направленная на самого себя. 

4.  Последствия. Неважно, какой род зависимости выбирает ребёнок (компьютерную интернет-зависимость, зависимость от любимого человека или любую другую), важно то, что он выбирает Несвободу, в любом её проявлении, что может привести к тяжким последствиям как для самого ребенка, так и для членов его семьи. 

Эту цепь родители могут прервать на любом этапе.

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
  2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может от-благодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот —третьему, и это необратимый закон благодарности.
  3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
  4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.
  5. Не унижай!
  6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
  7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточ-но, если не сделано все.
  8.  Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
  9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
  10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

 

С какого возраста ребенок имеет право на выражение собственного мнения?

Законом этот возраст не ограничен. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любых вопросов, затрагивающих его интересы. По вопросам, затрагивающим интересы ребенка, обязаны выслушать ребенка и в ходе судебного или административного разбирательства. При достижении ребенком 10 лет, учет его мнения в разрешении спора является обязательным и только с согласия ребенка этого возраста возможно:

  • изменение его имени, фамилии;
  • восстановление прав родителя, который был лишен родительских прав;
  • усыновление, запись усыновителя в качестве родителя ребенка;
  • передача его на воспитание в приемную семью (ст. 57 СК РФ).

 

Кто и как обязан осуществлять защиту прав и законных интересов ребенка?

Защиту прав и законных интересов ребенка осуществляют родители, усыновители, опекуны, попечители, органы опеки и попечительства, прокурор, суд. При нарушении прав и законных интересов   ребенка   родителями,   ребенок   имеет право обратиться в органы опеки и попечительства, а при достижении 14 лет самостоятельно в суд.

Любой     гражданин     или  должностное  лицо, которому стало известно об угрозе жизни и здоровью ребенка, нарушении его прав и законных интересов, обязан сообщить об этом в органы опеки и попечительства (ст.56 СК РФ).

Бабочка.

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка.

Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон.

Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что бабочке необходимо время, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, тогда она сможет выйти через узкую щель и будет летать.

Вмешательство человека в нормальный цикл развития привело к тому, что бабочка не смогла расти и развиваться без самостоятельных усилий и трудностей. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены и у нас не было бы возможности взлететь.